В целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, а также повышения качества результатов государственной кадастровой оценки (ГКО) правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить бюджетному учреждению декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости.
Подача декларации не обязательна, однако это поможет избежать ошибок, недоразумений и оспариваний после окончания ГКО.
В случае, когда фактические характеристики объекта недвижимости, способные значительно повлиять на итоговую величину его кадастровой стоимости, не соответствуют имеющимся в Едином Государственном Реестре Недвижимости (далее ЕГРН) сведениям, они не будут учтены. Во избежание этого стоит заранее ознакомиться с содержащимися в ЕГРН характеристиками объекта недвижимости, и в случае несоответствия их фактическим, внести изменения в установленном законодательством порядке.
Одним из способов внесения этих изменений и учета фактические характеристики объекта недвижимости является подача Декларации о характеристиках объекта недвижимости.
Ознакомиться с характеристиками объектов недвижимости, имеющимися в ЕГРН, можно на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии.
Пунктом 13 Приказа Росреестра от 06.08.2020 № П/0283 «Об утверждении Порядка формирования и предоставления перечней объектов недвижимости» регламентируется список характеристик, при отсутствии которых на дату формирования перечня, сведения об объектах недвижимости не подлежат включению в перечень объектов недвижимости.
В список обязательных характеристик входят:
1) кадастровый номер;
2) назначение объекта недвижимости (в отношении зданий, помещений);
3) площадь (в отношении земельных участков, зданий, помещений, машино-мест).
Подача Декларации о характеристиках объекта недвижимости (далее — Декларация) имеет определённый порядок и ряд нюансов, которые следует учитывать.
Лица, имеющие право на подачу Декларации
Подать Декларацию может правообладатель или представитель правообладателя объекта недвижимости, являющийся юридическим либо физическим лицом.
В список таких лиц входят:
1) собственник объекта недвижимости;
2) обладатель иных вещных прав в отношении указанного объекта. Эти права регламентируются вторым разделом части 1 Гражданского Кодекса РФ и включают в себя право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитуты, право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом;
3) владелец и пользователь объектов недвижимости на основании обязательств, установленных главами 33-36 раздела IV части II Гражданского Кодекса РФ (обязательства, предусмотренные договором ренты и пожизненного содержания с иждивением, аренды, найма жилого помещения, безвозмездного пользования);
4) представитель заявителя при наличии доверенности или иного подтверждающего полномочия представителя документа, заверенных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Подача Декларации
Для рассмотрения декларации Бюджетным учреждением к ней должны быть приложены:
1) документы (копии документов) и материалы, указание на которые содержится в декларации, в том числе подтверждающих значение (описание) характеристик, указанных в декларации;
2) выписка из Единого государственного реестра недвижимости, содержащей сведения об объекте недвижимости, в том числе о зарегистрированных на него правах;
3) копий документов, подтверждающих право заявителя на объект недвижимости, предусматривающее временное владение и пользование или временное пользование объектом недвижимости в случае, если соответствующее право не подлежит государственной регистрации в ЕГРН на основании части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;
4) доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя документ, удостоверенный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Бюджетное учреждение обеспечивает принятие и рассмотрение Деклараций предоставленных:
· лично в ГБУ «ЦГКО»;
· в многофункциональные центры;
· почтовым отправлением с уведомлением о вручении
· с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».
В случае если Декларация не подлежит рассмотрению, бюджетным учреждением в адрес заявителя и представителя заявителя в течение 5 рабочих дней со дня ее представления направляется уведомление о причинах, по которым такая декларация не подлежит рассмотрению, а также приложенные к декларации документы, указание на которые содержится в декларации, в том числе подтверждающие значения (описания) декларируемых характеристик.
Заполнение Декларации
Декларация заполняется в отношении одного объекта недвижимости на русском языке на бумажном носителе, заполняется разборчиво, без сокращения слов, аббревиатур, исправлений, подчисток или иных помарок от руки печатными буквами шариковой ручкой с чернилами черного либо синего цвета или с использованием технических средств, или в форме электронного документа в виде файлов и форматов, обеспечивающих просмотр и копирование подписанных электронных документов без использования специальных программных средств. Обращаем внимание на то, что следует внимательно изучить разъяснительные сноски по заполнению Декларации в конце формы Декларации.
Форма заполнения Декларации утверждена Приказом Росреестра от 24.05.2021 № П/0216 «Об утверждении Порядка рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее формы».
Сроки рассмотрения
Декларация рассматривается в течение 30 рабочих дней со дня предоставления декларации. Днем предоставления декларации считается день ее поступления в бюджетное учреждение или многофункциональный центр, день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае его направления почтовой связью), либо день ее подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».